• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

РЕГИСТРАЦИЯ ИП

В настоящее время государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) осуществляется по правилам, предусмотренным главой VII.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон достаточно четко прописывает порядок государственной регистрации ИП, однако разобраться в ней рядовому гражданину порой оказывается достаточно сложно, вследствие чего ему приходится прибегать к услугам специалистов. Ниже подробно описана процедура регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Для начала необходимо прояснить некоторые моменты:

– согласно законодательству, в предпринимательской деятельности красивое и обезличенное наименование может иметь только юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, поэтому именоваться указанное лицо в официальных документах (на печати, в чеках, на бланках и т.д.) должно по ФИО, например, ИП Иванов Иван Иванович. Никто, однако, не запрещает индивидуальному предпринимателю разработать себе какое-нибудь коммерческое обозначение и/или зарегистрировать товарный знак (служит для индивидуализации товаров) либо знак обслуживания (служит для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг);

– при регистрации ИП нет необходимости арендовать отдельный офис, так как в качестве адреса регистрации индивидуального предпринимателя всегда указывается адрес места жительства гражданина, желающего стать индивидуальным предпринимателем, т.е. адрес регистрации физического лица по паспорту. Если в паспорте отсутствует штамп о постоянном месте регистрации, то можно зарегистрироваться по адресу места пребывания (по временной регистрации).

Процедура регистрации включает

Шаг 1 – определение вида (видов) деятельности, которым (которыми) будет заниматься индивидуальный предприниматель. Каждому виду деятельности соответствует определенный цифровой код. Справочник с расшифровкой кодов по видам деятельности можно посмотреть на сайте https://код-оквэд.рф.

Шаг 2 – выбор системы налогообложения. Налоговый режим или система налогообложения – это определенный порядок исчисления и уплаты налогов. Для ИП в России существует шесть налоговых систем – одна общая и пять специальных:

– основная система налогообложения (ОСН);

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

– патентная система налогообложения (ПСН);

– единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

– налог на профессиональный доход (НПД).

Если ИП после регистрации, или в другом законном порядке, не подал уведомление о переходе на специальный режим, то он будет работать на общей (или основной) системе налогообложения. Смена режима позднее тоже возможна – правда, вне зависимости от момента подачи такого уведомления, переход на специальную систему налогообложения произойдет лишь с началом нового календарного года.

Как правило, физические лица выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН Доходы (6% со всех доходов) или УСН Доходы минус расходы (15% с доходов за вычетом расходов)). Никто, однако, не запрещает ему выбрать ЕНВД, ПСН или ЕСХН, если его деятельность подпадает под эти налоговые режимы, либо НПД, которые имеют свои преимущества и недостатки.

Важно: если у гражданина возникают сомнения при выборе оптимального налогового режима, лучше всего обратиться к специалисту.

Шаг 3 – формирование комплекта документов для государственной регистрации ИП, включающего в себя:

1) заявление на регистрацию ИП по форме Р21001. Форма указанного заявления утверждена приказом Федеральной налоговой службы (ФНС России), которым предъявляются специальные требования к ее заполнению:

– если заявление пишется от руки, писать необходимо чернилами черного цвета заглавными печатными буквами;

– если заявление печатается на компьютере, необходимо учитывать, что все данные должны вноситься только заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

Важный момент – с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой адрес электронной почты. Документы, подтверждающие факт регистрации, направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно получить по запросу заявителя.

В листе А заявления необходимо указать, какой деятельностью физическое лицо планирует заниматься, выбрав соответствующие коды, состоящие не менее чем из четырех знаков, из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (см. шаг 1); один вид деятельности при этом должен быть выбран в качестве основного;

Ошибки и неточности при заполнении заявления влекут за собой отказ в регистрации ИП;

2) документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию ИП в размере 800 рублей. Физическое лицо может оплатить эту госпошлину следующим образом:

– электронным платежом в рамках онлайн сервиса ФНС по регистрации ИП (https://service.nalog.ru/gosreg/#ip);

– путем заполнения бланка квитанции вручную. Для этого необходимо узнать реквизиты регистрирующего органа. Узнать реквизиты можно на сайте ФНС или непосредственно в самом регистрирующем органе;

– используя сервис ФНС по формированию квитанции на оплату госпошлины за регистрацию ИП (https://service.nalog.ru/payment/gp.html).

Обратите внимание – с 2019 года заявители, которые направляют документы на регистрацию ИП через сайт ФНС или портал госуслуг, освобождаются от уплаты госпошлины. Однако это возможно только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Если гражданин получил решение об отказе в государственной регистрации ИП по причине непредставления необходимых для регистрации документов или несоблюдения формы заявления и требований к его оформлению, он вправе (в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа, и если такое решение не отменено) в течение трех месяцев со дня принятия соответствующего решения дополнительно однократно представить необходимые для регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины;

3) копия документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ) (1 экз.);

4) уведомление о переходе на специальный налоговый режим (опционально) (3 экз.).

Для иностранцев и лиц без гражданства потребуется:

5) копия временного разрешения на пребывания или регистрации (1 экз.);

6) нотариальный перевод иностранного паспорта (1 экз.).

После того, как комплект документов полностью сформирован, необходимо проверить, правильно ли они заполнены, нет ли каких-то описок, помарок или иных ошибок.

Шаг 4 – подача документов в регистрирующий орган. Документы направляются в регистрирующий орган (в Воронежской области это межрайонная инспекция ФНС России № 12, расположенная по адресу: 394036, Воронеж, ул. Карла Маркса, 46) напрямую или через МФЦ.

В случае, если регистрирующий орган находится далеко от заявителя, тот может отправить документы по почте либо подготовить доверенность для подачи и получения документов. В обоих случаях заявление по форме P21001 и копию паспорта необходимо будет заверить нотариально (во втором случае заверить у нотариуса потребуется еще и доверенность), что сопряжено с дополнительными расходами.

При личной подаче документов в регистрирующий орган или МФЦ необходимо, во-первых, подписать заявление на регистрацию по форме Р21001 в присутствии сотрудника, а во-вторых, получить расписку с перечнем поданных документов. В случае подачи документов в электронном виде расписка выдается в электронной форме.

Срок регистрации ИП составляет не более 3 рабочих дней. В случае успешной регистрации регистрирующий орган направляет на адрес электронной почты заявителя комплект документов, включающий лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН), если оно не было получено раньше.

После получения документов следует внимательно проверить данные, указанные в выписке из ЕГРИП. Если будет обнаружена ошибка (в случае получения документов на руки), необходимо обратиться к сотруднику, выдавшему документы, для ее исправления (ошибка, допущенная по вине регистрирующего органа, будет оперативно и бесплатно исправлена). Более позднее выявление ошибок может повлечь их исправление через процедуру внесения изменений в сведения об ИП.

Таким образом, регистрация ИП производится без особого труда – правда, она требует учета множества деталей, каждая из которых (если на нее не обратить внимания) может привести к отказу в государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя или к существенному затягиванию процесса по времени. Поэтому в случае возникновения у гражданина каких-либо вопросов или сложностей при регистрации ИП, лучше не тратить время и нервы, а обратиться к специалисту, который поможет ему подготовить необходимый пакет документов и направить его в регистрирующий орган.

Информация, размещенная на настоящем интернет сайте, не является публичной офертой, установленной в п. 2 ст. 437 ГК РФ.