• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

ПРЕЗИДЕНТ РФ ВНЕС В ГОСДУМУ ЗАКОНОПРОЕКТ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА ЗА СОВЕРШЕНИЕ РЯДА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ПРЕЗИДЕНТ РФ ВНЕС В ГОСДУМУ ЗАКОНОПРОЕКТ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА ЗА СОВЕРШЕНИЕ РЯДА ПРЕСТУПЛЕНИЙ

29 декабря 2021 года Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации». Одним из его нововведений, получивших широкий общественный резонанс, стоит считать допустимость прекращения российского гражданства в случае совершения лицом, которое приобрело его в результате приема в гражданство, хотя бы одного преступления из числа тех, которые перечислены в статье 24 этого законопроекта (к ним относятся бандитизм, массовые беспорядки, организация или участие в преступной организации и др.).

По мнению некоторых правоведов, потребность в принятии такого закона в настоящее время отсутствует.

«Если мы говорим о тяжких и особо тяжких преступлениях, то что это даст? Содержание иностранного гражданина или гражданина Российской Федерации в местах лишения свободы стоит государству одинаково. Во-вторых, если человек уже прошел процедуру получения гражданства, на основании каких документах он будет выдворяться из страны», – задается вопросами юрист Василий Воробьев (цитата взята из его беседы с «Лентой.ру»).

Открытым также остается вопрос о законности прекращения гражданства РФ по вышеуказанному основанию. Так, согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ и ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве РФ, гражданин нашей страны не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Легального определения термина «лишение гражданства» в действующем законодательстве нет, однако если обратиться к открытым источникам информации (в частности, к юридической литературе), мы увидим, что под лишением гражданства, как правило, понимается прекращение гражданства по инициативе государства. Из этого можно сделать вывод, что законопроект в том виде, в котором он внесен на рассмотрение в Госдуму, фактически противоречит Конституции РФ – следовательно, для того, чтобы он заработал, необходимо сначала инициировать изменение Основного закона.

Есть еще несколько моментов, на которые рассматриваемый законопроект не дает однозначных ответов.

Во-первых, из ч. 2 ст. 24 проекта закона следует, что российское гражданство может быть прекращено независимо от времени совершения соответствующего преступления, даты вынесения приговора суда об осуждении лица за совершение соответствующего преступления и даты принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации – данное решение носит достаточно спорный характер. Так, к примеру, по французскому законодательству лишение гражданства допускается лишь в том случае, если деяния, вменяемые соответствующему лицу в вину, совершены до приобретения французского гражданства или в течение десяти лет со дня такого приобретения – вот это решение в большей мере отвечает принципу справедливости, и его уже можно взять на вооружение.

Для случаев прекращения гражданства Российской Федерации вследствие установления факта представления заявителем поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, законопроектом все же предусмотрен предельный срок, по истечении которого прекратить гражданство уже будет нельзя – 10 лет со дня принятия решения о приеме в гражданство РФ или о признании гражданином РФ, если лицо проживает в нашей стране и не имеется иных оснований прекращения российского гражданства.

Во-вторых, из содержания законопроекта не до конца понятно, насколько правомерно (и правомерно ли вообще) прекращение российского гражданства в случае, если лицо, совершившее преступление, не имеет никакого иного гражданства. Для сравнения: Кодекс Наполеона, например, в статье 25 закрепляет, что лицо, получившее статус француза, может быть лишено французского гражданства в силу декрета, принимаемого в соответствии с заключением Государственного совета, если только в результате этого оно не станет лицом без гражданства, что вполне справедливо (в предлагаемом же законопроекте данный вопрос оставлен без должного внимания).

В-третьих, закрепление специального основания для прекращения гражданства в отношении лиц, которые приобрели его в результате приема в гражданство, не согласуется с принципом единства и равенства российского гражданства независимо от оснований его приобретения, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве РФ.

Будет ли этот законопроект дорабатываться – пока неизвестно; однако уже сейчас можно сказать о том, что ему будет уделяться повышенное внимание: как со стороны депутатов, так и со стороны юристов и населения в целом.

Документ: Проект Федерального закона N 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации» (с текстом документа можно ознакомиться, перейдя по следующей ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8).

Договор публичной оферты с приложением