• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОМЕННОГО ИМЕНИ

В эпоху глобализации и информатизации большую популярность приобретает использование информационно-телекоммуникационной сети интернет (далее – «интернет») для продвижения и ведения бизнеса. На данный момент широко распространено создание интернет-магазинов, запуск интернет-рекламы и ведение интернет-переговоров. Это обусловлено тем, что потребители все чаще узнают производителя и/или продавца по запоминающемуся названию страницы в интернете.

Так, количество доменных имен, зарегистрированных в Российской Федерации по трем доменам (.ru /.su /.рф), по состоянию на 2020 год составляет почти 6 миллионов, а в мире – около 296 миллионов. В этой связи можно сделать вывод, что роль доменных имен, используемых для ведения бизнеса, возрастает. Вместе с тем правовой режим доменного имени в российском законодательстве не регламентирован, что приводит к возникновению на практике различных проблем, многие из которых возникают при столкновении товарного знака и тождественного ему доменного имени (как известно, товарный знак представляет собой обозначение, которое индивидуализирует товары юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а одним из способов использования исключительного права на товарный знак является его размещение в Интернете, в том числе в доменном имени).

Давайте разбираться с особенностями владения доменным именем

Что же делать, если администратором доменного имени и правообладателем товарного знака будут выступать разные лица (например, конкуренты по бизнесу)?

Прежде чем разбираться в практических проблемах, скажем несколько слов о правовом режиме доменного имени.

  • Доменное имя является объектом гражданских прав, но не относится к результатам интеллектуальной деятельности или приравненным к ним средствам индивидуализации, хотя оно фактически влияет на узнаваемость организаций.
  • Доменное имя представляет собой имущественное право, заключающееся в возможности лица, которое его зарегистрировало, разместить в сети интернет информационный ресурс, доступ к которому осуществляется пользователем глобальной сети путем набора определенных символов, составляющих доменное имя.
  • Доменное имя должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в специальный реестр, который ведется Координационным центром национального домена сети интернет. Пользователь, на имя которого регистрируется доменное имя, называется его администратором.
  • Доменное имя имеет слабую правовую регламентацию. По большей части, законодательств содержит лишь процедурные нормы, которые определяют порядок регистрации доменных имен.

Конфликт товарного знака и доменного имени

Такой конфликт возникает в том случае, когда усматривается сходство самих обозначений, а также товаров, в отношении которых они используются.  При его разрешении приоритет, как правило, отдается товарному знаку. В то же время необходимо понимать, что все не столь однозначно и суды, рассматривая подобные дела, анализируют в совокупности множество различных обстоятельств, в частности:

  • Сходство товарного знака с доменным именем.

Так, судом устанавливается тождественность рассматриваемых обозначений, проявляющаяся в их полном совпадении (по фонетическому, графическому, семантическому признаку) либо в схожести до степени (по общим признакам, вызывающим ассоциации у потребителя). При этом схожесть может быть установлена даже в случае использования части товарного знака в домене (или наоборот).

  • Сходство видов деятельности конфликтующих сторон.

При рассмотрении спора судом выясняется, в отношении каких видов товаров (либо услуг) используются обозначения, являются ли они аналогичными. Иными словами, в рамках одного ли товарного рынка применяются обозначения. Как правило, сходство устанавливается на основании классов МКТУ.

  • Дата регистрации товарного знака и доменного имени.

Следует отметить, что практика по данному вопросу неоднозначна. Чаще всего суды встают на сторону правообладателя товарного знака. Так, даже если доменное имя было зарегистрировано раньше, приоритет отдается товарному знаку (что, в свою очередь, служит порой плодотворной почвой для злоупотреблений. Тем не менее, в некоторых случаях суды все же становятся на сторону администратора доменного имени. Как правило, подобные решения обусловлены доказанностью злоупотребления со стороны правообладателя сходного товарного знака. Например, в одном таком деле суд отдал приоритет доменному имени, поскольку на момент его регистрации не существовало еще самого юридического лица-правообладателя товарного знака, а правообладатель знал об использовании подобного обозначения в доменном имени. Так или иначе, дата регистрации имеет существенное значение для определения степени вины и ответственности за нарушение исключительных прав.

Степень вины может отразиться на сумме денежной компенсации, взыскиваемой за нарушение исключительного права.

Вопросы компенсации являются дискуссионными и проблемными в судебной практике, поскольку суды нередко снижают размеры взыскиваемых сумм. Применительно к рассматриваемым делам приведем в пример спор по поводу товарных знаков «Citilink/Ситилинк» и «Ситилинк». За их использование в доменном имени «citilinki.ru» правообладатель требовал компенсацию в размере 5 000 000 рублей. Суд оценил все доказательства, учел сходные виды деятельности, более раннюю дату регистрации товарного знака и запретил использовать его в доменном имени. Однако размер компенсации по решению суда составил всего лишь 20 000 рублей (по 10 000 рублей за каждый товарный знак).

При определении размера компенсации суд исходил из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения, характера нарушения, степени вины нарушителя и отсутствия доказательств наличия ранее совершенных нарушений исключительного права. Помимо этого, суд учёл фактические понесенные правообладателем убытки, а также недоказанность рыночной стоимости исключительных прав на товарные знаки и стоимость их использования.

В силу имеющейся противоречивой судебной практики рекомендуем перед регистрацией товарного знака проверить его схожесть с доменными именами (например, на сайте координационного центра доменов), а уже после регистрации своего товарного знака зарегистрировать доменное имя, сходное с ним. Совершение указанных действий позволит избежать конфликта и обезопасит правообладателя от использования элементов его товарного знака в сходном домене.

Договор публичной оферты с приложением