• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

Потребительский штраф может быть взыскан даже в случае несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора

В связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию общего имущества собственники квартир многоквартирного дома обратились с иском к управляющей компании, в котором они просили взыскать в их пользу не только уплаченные денежные средства, но и потребительский штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Вышестоящий суд оставил оспариваемое решение без изменения. А вот суд кассационной инстанции изменил судебный акт, вынесенный судом первой инстанции, отказав в присуждении потребительского штрафа. При этом он исходил из того, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им уплаченных денежных средств, в то время как штраф взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

Верховный Суд РФ счел эту точку зрения ошибочной, поскольку из закона не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке влечет взыскание штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным. Ответчик же в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал и требования потребителей добровольно не исполнил.

В связи с указанными обстоятельствами ВС РФ отменил в соответствующей части кассационное определение и оставил в силе акты судов первой и апелляционной инстанций, признавших обоснованным требование о взыскании потребительского штрафа.

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 г. N 56-КГ21-7-К9

Договор публичной оферты с приложением