Невыборка товаров по договору поставки: в поисках виновного

Невыборка товаров по договору поставки: в поисках виновногоПри заключении договора поставки стороны должны уделить первостепенное внимание… чему? Подробному описанию предмета договора? Или, может, точному обозначению срока поставки товаров? Многие, наверное, уже догадались, что правильный ответ на этот вопрос может быть только один – всему. Каждое условие договора необходимо проанализировать, так как в противном случае не исключены возможные споры в связи с неоднозначным трактованием того или иного условия договора. Ярким примером может служить способ поставки товара – точнее, один из способов, именуемый выборкой, который покупатель и продавец нередко толкуют по-своему.

Что он из себя представляет? И, что гораздо важнее, на что можно сослаться, защитив свои права, в ситуации, когда контрагент предъявляет к вам претензию в связи с невыборкой товара? Давайте разберемся!

Под выборкой понимается получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика. Данное определение содержится в статье 510 Гражданского кодекса РФ и довольно четко отражает его суть. В ней же говорится, что в случае, если срок выборки не предусмотрен договором, выборка товаров покупателем (получателем) должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров.

Вроде бы все просто и понятно, да? К сожалению, нет. Во-первых, стороны договора нередко путаются в вопросе, с какого момента риск случайной гибели товара переходит от продавца к покупателю. По умолчанию таковым считается момент предоставления товара в распоряжение покупателя, то есть момент, когда товар промаркирован (идентифицирован иным образом), готов к передаче в надлежащем месте, а покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Нетрудно догадаться, что этот момент предшествует собственно передаче товара покупателю или получателю. Поэтому:

– если вы поставщик, при указании момента перехода риска случайной гибели товара вам лучше сослаться на момент предоставления товара в распоряжение покупателя;

– если же вы покупатель, вам лучше включить в текст договора условие о том, что риск случайной гибели товара переходит к покупателю в момент фактического вручения ему товара.

Во-вторых, спорным является вопрос о том, обязан ли поставщик уведомлять покупателя о готовности товара к выборке. Несмотря на, казалось бы, прямое указание в законе о том, что такое уведомление является необходимым и без него покупатель не вправе осуществлять отгрузку товара, суды порой занимают иную точку зрения, полагая, что достаточным является обозначение в договоре срока поставки товара.

Есть, впрочем, и более интересная позиция по данному вопросу. В деле № А33-33012/2019 суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поставщик не обязан уведомлять покупателя о готовности товара к отгрузке (к выборке), если такая обязанность поставщика исключается практикой, установившейся во взаимных отношениях сторон. Вышестоящие суды оставили это постановление в силе.

Вывод суда примечателен тем, что предполагает необходимость изучения при рассмотрении дела не только обстоятельств конкретной поставки, но и обстоятельств иных поставок, в том числе по другим договорам (при их наличии).

Так или иначе, во избежание споров рекомендуем вам включить в текст договора срок выборки товара и, если вы являетесь поставщиком, заблаговременно предоставить товар в распоряжение покупателя. Несмотря на противоречивость судебной практики, при помощи которой можно обосновать любую из вышеназванных позиций, вы не можете быть уверенными в том, что в случае неурегулирования спора в досудебном порядке и последующего обращения в суд тот точно встанет именно на вашу сторону.

Наконец, в-третьих, не существует единой точки зрения по вопросу о том, обязан ли покупатель производить приемку товара в месте нахождения поставщика при выборке товаров.

Одни считают, что предусмотренный п. 1 ст. 515 ГК РФ осмотр товаров покупателем при его выборке подразумевает приемку товара в месте нахождения поставщика (месте передачи товара), то есть данный осмотр проводится в рамках принятия товара покупателем.

Другие же придерживаются позиции, что такой осмотр не заменяет надлежащим образом оформленной приемки, которая может осуществляться в месте нахождения покупателя по установленным правилам, а потому не лишает покупателя права на предъявление претензий к качеству товара.

Поэтому:

– если вы продавец, при указании сроков приемки товара вам лучше сослаться на п. 1 ст. 515 ГК РФ, посвященный осмотру товаров;

– если вы покупатель, вам следует прописать в договоре условие о том, что приемка товара по количеству и качеству осуществляется в месте нахождения покупателя в течение определенного срока с даты выборки.

Таким образом, выборка как один из способов поставки товара предполагает необходимость согласования сторонами и закрепления в договоре всех условий, на которых она осуществляется. Если этого не сделать, велик риск, что спорный вопрос перейдет на рассмотрение суда, который может истолковать нормы права как в вашу пользу, так и в пользу вашего оппонента – в зависимости от того, насколько хорошо сторонам удастся убедить суд в своей правоте, приведя в обоснование своей позиции примеры из судебной практики и другие аргументы.

Договор публичной оферты с приложением