• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

Можно ли отказаться от «допов» при покупке товара?

Можно ли отказаться от «допов» при покупке товара?Ни для кого не секрет, что продавцы, будучи заинтересованными в получении максимальной прибыли от продажи товаров, зачастую прибегают к такой схеме, когда покупателю предлагают приобрести определенную вещь в комплекте с каким-то сопутствующим товаром («допом»). Иными словами, ему навязывают покупку тех товаров, которые покупателю, возможно, вовсе не требуются.

Чаще всего данным методом пользуются автомобильные дилеры, которые продают автомобиль с дополнительным оборудованием, однако временами подобную схему «проворачивают» также и другие продавцы (особенно, если сам товар является дефицитным).

Это вообще законно? Можно ли отказаться от приобретения ненужных «допов» при покупке того или иного товара? Давайте разбираться!

Начнем, пожалуй, с ответа на вопрос о законности рассматриваемой схемы. И здесь, на самом деле, все просто: согласно пункту 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, признаются недопустимыми по причине ущемления прав потребителя.

Таким образом, продажа каких-либо товаров исключительно в комплекте с чем-либо не допускается.

Ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и выражается в наложении административного штрафа в размере до 20 000 рублей.

Тем не менее многих предпринимателей такой штраф не останавливает, так как доход от продажи «допов» настолько велик, что риск привлечения к административной ответственности их попросту не страшит.

Что же в итоге делать? Как убедить продавца в том, что покупателю не нужны «допы», которые ему предлагают купить вместе с тем или иным товаром?

Во-первых, покупатель может потребовать от продавца продать ему товар без каких-либо «допов». Это особенно актуально при покупке автомобиля. Так, например, если дилер не соглашается продать машину в базовой комплектации, необходимо обратиться на горячую линию автопроизводителя и пожаловаться на навязывание дополнительного оборудования – в этом случае покупателю предложат сделать заказ на автомобиль в той комплектации, которая ему нужна (при этом стоит учесть, что выполнение такого заказа может занять длительное время).

Во-вторых, покупатель вправе вернуть «допы» сразу же или в течение 14 дней после их приобретения. Возьмем, к примеру, ту же ситуацию с автомобилем. Если дилер предлагает купить конкретную машину вместе с комплектом ковриков, которые стоят неадекватно дорого, покупатель может сначала согласиться, а затем, после подписания акта приема-передачи автомобиля, вернуть продавцу эти коврики. Дилер попросту не сможет потребовать вернуть также и машину, поскольку «приобретение одних товаров не может быть обусловлено приобретением других товаров». Главное, чтобы «допы», которые покупатель возвращает, не были в употреблении и сохранили товарный вид.

Что же касается технически сложных товаров, их вернуть уже гораздо сложнее, однако… тоже возможно.

Продолжим разбирать ситуацию с автомобилем на примере охранной сигнализации, которую зачастую продают вместе с новенькой машиной независимо от того, хочет покупатель ее приобрести или же нет. Такая сигнализация представляет собой оборудование, не предусмотренное автопроизводителем, и для его использования требуется специальная сертификация. Если покупателя об этом не уведомили письменно, покупатель может потребовать расторгнуть сделку и вернуть уплаченные за сигнализацию деньги, поскольку продавец в нарушение закона о защите прав потребителей не предоставил ему полную, необходимую и своевременную информацию о проданном товаре.

В-третьих, покупатель, приобретающий тот или иной товар в кредит, вправе отказаться от тех услуг, которые ему дополнительно навязывают (например, страхование жизни заемщика).

Обратите внимание: даже в том случае, если в процессе оформления кредита покупатель согласился на дополнительные добровольные страховки, впоследствии он может от них отказаться и потребовать возврата уплаченных за них денег.

В качестве причины отказа следует указать, что услуга была навязана. «Период охлаждения», в течение которого можно отказаться от договора добровольного страхования с полным возвратом уплаченной страховой премии, составляет 14 дней – эта норма установлена указанием Центробанка № 4500-У от 21 августа 2017 года.

Стоит также задуматься об альтернативах – многие банки, например, предлагают своим клиентам более выгодные условия по кредитованию, в том числе на покупку машины, нежели те, которые можно встретить при покупке автомобиля в дилерском центре с оформлением кредита «на месте».

Таким образом, приобретение «допов» не является необходимым условием для покупки желанного товара (вне зависимости от того, что это за товар – новый автомобиль, игровая консоль или что-то еще), поэтому, даже если продавец активно навязывает покупателю приобретение сопутствующие товары, тот всегда может отказаться от них, благо закон позволяет это сделать. Если же продавец наотрез отказывается от продажи какого-то товара вне комплекта, покупателю следует обратиться к юристу, который поможет ему добиться справедливости в этом деле.

Договор публичной оферты с приложением