• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА: ПРЕСТУПНАЯ СХЕМА ИЛИ НЕОБХОДИМАЯ ЗАКОННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?

ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА: ПРЕСТУПНАЯ СХЕМА ИЛИ НЕОБХОДИМАЯ ЗАКОННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?В судебных решениях достаточно часто встречается формулировка «дробление бизнеса». Подобный термин используется, когда работа в компании распределяется между несколькими организациями.

Законно ли дробление бизнеса с точки зрения действующего законодательства? С одной стороны, государство разрешает каждому создавать десятки самых разных компаний (компании-производители, фермерские хозяйства, предприятия оптово-розничной торговли и др.), однако с другой стороны законодатель запрещает под страхом наказания дробить бизнес в целях получения необоснованных налоговых преимуществ в виде уменьшения налоговой базы организации или ИП за счет применения специальных режимов налогообложения, установленных только для малого бизнеса.

Таким образом, дробление бизнеса как незаконное действие, противоречащее законодательству, представляет собой определенную реконструкцию бизнеса, в результате которой создается несколько юридических лиц и/или регистрируется несколько индивидуальных предпринимателей, на которых перекладывается часть функций первичной компании.

Учитывая тот факт, что введение специальных налоговых режимов обуславливалось необходимостью создать с их помощью равные конкурентные условия для всех субъектов предпринимательской деятельности, становится понятно, почему государство столь пристально следит за тем, чтобы организации или ИП не получали необоснованные налоговые преимущества, устанавливая санкции за совершение действий, нацеленных на подобный результат.

Чем может грозить осуществление схемы формального дробления бизнеса?

Необоснованная налоговая выгода, полученная в результате формального дробления бизнеса, в случае ее выявления в ходе налоговой проверки может повлечь за собой доначисление налога налоговым органом (что, в свою очередь, может привести к утрате права на применение специального режима налогообложения).

 Более того, обнаружение в действиях лиц признаков такого преступления, как уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, может повлечь за собой привлечение виновных к уголовной ответственности по статье 198 или 199 Уголовного кодекса РФ.

В случае неуплаты налоговых платежей физическим лицом ответственность наступает по статье 198 УК РФ; если же субъектом преступления является руководитель организации или иное лицо, подписывающее отчетные документы или отвечающее за уплату налога, ответственность наступает уже по статье 199 УК РФ (в последнем случае необходимо обращать особое внимание на размер неуплаченных налогов – так, если сумма неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов за период в пределах трех финансовых лет подряд превышает пятнадцать миллионов рублей, преступление признается совершенным в крупном размере, а если эта сумма за тот же период превышает сорок пять миллионов рублей, преступление считается совершенным в особо крупном размере).

О чем говорит судебная практика?

Судебная практика по вопросу признания получения организацией необоснованной налоговой выгоды посредством схемы дробления бизнеса не отличается единообразием. Так, суды далеко не всегда соглашаются с доводами налогового органа в случае недоказанности подконтрольности и несамостоятельности ведения предпринимательской деятельности участниками взаимосвязанных хозяйственных операций. На принятие решений влияют также и фактические обстоятельства, например, деление бизнеса в целях необходимой оптимизации, создание юридических лиц и ИП в разное время и т.д. Однако, при наличии признаков схемы дробления бизнеса суды доначисляют суммы налогов.

Признаки схемы формального дробления бизнеса выделяются налоговым органом в соответствующих письмах, а также формулируются на основании судебной практики.

ФНС выделяет ряд признаков для того, чтобы распознать незаконную схему. К ним, в частности, можно отнести:

  • использование организациями общих ресурсов (общая материально-техническая база, бухгалтерский и кадровый учет);
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц;
  • отсутствие расходов, обязательных для соответствующего вида деятельности и др.

Практика насчитывает более тридцати признаков подобной схемы. Основными критериями являются зависимость организаций друг от друга, а также наличие необходимости оптимизации бизнеса.

Пример из судебной практики

Компания «А» создала 18 дочерних организаций и передала им доли своего торгового центра. Созданные дочерние фирмы занимались сдачей помещений этого торгового центра в аренду. При этом дочерние организации использовали специальные налоговые режимы, а сама компания «А» – общий режим налогообложения. Следует отметить, что штат организаций формировался из бывших сотрудников компании «А», а выручка от аренды всех организаций направлялась на ее счет. Налоговый орган обнаружил признаки формального дробления бизнеса и доначислил по итогам проверки 795 млн рублей, учитывая при расчете налогов выручку всех дочерних компаний. Налоги рассчитывали по общей системе налогообложения. Более того, в отношении руководства компании было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при наличии признаков нарушения налогового законодательства, которые описаны выше, налоговый орган может произвести доначисление суммы налогов, а виновное лицо может оказаться привлеченным к юридической ответственности. Во всех иных случаях дробление бизнеса рассматривается как один из способов его развития, не нацеленный на получение необоснованной налоговой выгоды, а значит, оно не запрещается российским законодательством.

Стоит учесть, что каждый случай деления бизнеса является индивидуальным. Чаще всего незаконную схему выдают сразу несколько признаков. Для того, чтобы при дроблении бизнеса не нарушить действующее законодательство и не допустить получение ничем не обоснованных налоговых преимуществ, рекомендуем проконсультироваться с грамотными юристами.

Цены на услуги адвокатского бюро Дмитриев и партнеры
УслугаЦена
Устная консультация3500 рублей за час занятости
Письменная консультация (справка)3500 рублей в час,
но не менее 14000 рублей
Правовая экспертиза предоставленных документов проверка законности сделки без выдачи письменного заключения12000 рублей
Правовая экспертиза представленных документов, проверка законности сделки с выдачей письменного заключения3500 рублей в час,
но не менее 16000 рублей

Если у вас есть вопросы по теме, обращайтесь в наше бюро:

+7 (473) 203-85-45

E-mail:   info@dmitriev-advokat.ru

Skype:   dmitriev-advokat

Договор публичной оферты с приложением