• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • instagram
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

Право человека на интернет. Правовое регулирование отношений в сети интернет

В настоящее время благодаря развитию информационных технологий (в частности, Интернету) стали возможны не только реализация большинства «классических» групп прав и свобод, но и появление совершенно новых прав. К числу последних относится и право на доступ к Интернету, о признании которого в качестве самостоятельного права человека все еще ведутся дискуссии. Несмотря на все аргументы против, очевиден факт того, что количество пользователей во всём мире и в России составляет подавляющее большинство. Интернет и его сервисы перестали быть лишь инструментом хранения, передачи и распространения информации. Интернет постепенно преобразовался в самостоятельное пространство для реализации прав, свобод и обязанностей.

Доступность Интернета наряду с его ключевым влиянием на коммуникацию, общественно-политические процессы, социальную сферу и экономику повлекла за собой постепенное включение этого права в международную систему прав человека. Так, в 2007 году Комитетом министров Совета Европы (далее — КМСЕ) была принята Рекомендация «О мерах по укреплению общественной значимости Интернета», согласно которой «доступ и умение пользоваться Интернетом должны рассматриваться как необходимые для полноценного осуществления прав и свобод человека». Данные положения были развиты в 2014 году путем формулирования следующих принципов доступа к Интернету:

1) запрет на принудительное прекращение доступа пользователя в Интернет (исключение — наличие судебного решения, прекращение обслуживания согласно условиям договора или иные законные основания, которые должны являться крайней мерой);

2) ценовая доступность и недискриминационность;

3) государственные органы должны принимать меры для обеспечения доступа в Интернет пользователей, живущих в сельской местности и географически удаленных районах, имеющих низкий доход или ограниченные возможности;

4) запрет дискриминации во взаимоотношениях с государственными органами, интернет-провайдерами или другими пользователями по любым признакам.

Необходимо отметить, что наиболее тесным образом право на доступ к Интернету связано со свободой получения и распространения информации, гарантированной статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

В законодательстве Российской Федерации право на доступ к Интернету непосредственно не закреплено. Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации установленный в ее главе 2 перечень прав и свобод не является исчерпывающим. Бурное развитие технологий постепенно приведет к расширению имеющегося круга прав и свобод, что необходимо будет отразить и в действующей Конституции. Несмотря на изменения общественных отношений, в связи с этим явлением, закрепление этого права в основном законе Российской Федерации порождает для государства дополнительные обязательства, например, такие, как обеспечение инфраструктуры для доступа, поэтому оно не торопиться этого делать.

Вторая же причина носит политико-идеологический характер, поскольку ставит перспективы закрепления права в зависимость от уровня открытости власти и её невмешательства в реализацию политических прав и свобод в Интернете.

Интернет-простор открыл не только новые возможности, но и создал новые проблемы. В частности, в контексте сохранения тайны переписки в Интернете проблема связана с таргетированной рекламой — рекламой, которая посредством специальных технологий cookie направляет персонифицированные предложения конкретному пользователю исходя из его поисковых запросов, просмотра определенных сайтов и прочее.

В Российской Федерации после изменений в законодательстве предусмотрено более строгое отношение к незаконной обработке персональных данных. Кроме того, как это следует из позиций российских судов, так называемые cookie-файлы теперь также рассматриваются в качестве персональных данных. После внесения изменений многие сайты применили достаточно разумную меру: они заранее уведомляют пользователя о том, что сайт использует соответствующие технологии. Вместе с тем проблема может заключаться в том, что если сайт предоставляет уникальный контент, то пользователю не остается ничего иного, как принять предложение, иначе просмотреть информацию он не сможет.

Кроме таргетированной рекламы, проблемы с обработкой персональных данных существуют и в отношении социальных сетей. Необходимо отметить, что современные социальные сети сегодня — это не только инструмент общения, но и огромные массивы данных о каждом пользователе: круге его общения, предпочтений во взглядах, отметок о посещении любимых мест и прочее. Социальные сети «коллекционируют» значительный объем личной информации и поведения, поэтому они являются удобным инструментом для маркетологов, страховщиков, банков и других организаций. В связи с объемом информации, которая доступна социальной сети, регулирование конфиденциальности и использования личной информации должно выйти на качественно новый уровень. Поэтому пользователям необходимо внимательно изучать условия конфиденциальности той социальной сети, в которой они зарегистрированы, данные отношения требуют повышенного внимания со стороны права, которое обладает универсальной регулирующей силой.

В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют специальные законы, посвященные непосредственному регулированию Интернета и отношений, возникающих в Глобальной сети. Нормы, касающиеся регулирования отношений в сфере Интернета, рассредоточены по нормативным правовым актам различных отраслей. Такой подход является правильным, ибо, например, правовая сущность электронной коммерции сводится прежде всего к торговым, коммерческим отношениям, а Интернет в данной сфере является лишь средством (способом) реализации этих отношений. Основное звено в регулировании электронной коммерции все равно составляют нормы гражданского, предпринимательского, потребительского права. То же самое, например, в сфере авторского, информационного, административного, уголовного и прочих отраслей права, где Интернет представляет собой лишь средство, с помощью которого участники правоотношений, являющихся предметом той или иной отрасли права, реализуют свои права и исполняют обязанности.

В то же время есть перечень вопросов, в которых именно Интернет является основным объектом регулирования. Такие отношения не регулируются полноценно никакой другой традиционной отраслью права. Например, правовой режим доменных имен, хостинговые правоотношения, отношения между провайдерами и потребителями услуг и др.

На сегодняшний день указанные вопросы отчасти урегулированы Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в который в 2012 году Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения и дополнения, касающиеся прежде всего вопросов регулирования Интернета (в частности, были введены такие базисные понятия, как «сайт в сети Интернет», «страница сайта в сети Интернет», «доменное имя», «сетевой адрес», «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга»)

Вышеизложенное приводит к двум выводам: новые интернет-технологии могут изменить нашу жизнь к лучшему, поэтому не стоит от них отказываться, но также необходима своевременная реакция со стороны права на новые вызовы современности.

Безусловно, требуют решения вопросы безопасности в Интернете, поскольку огромные потоки информации о частной жизни лица поднимают колоссальные проблемы их охраны от неправомерного использования. Таким образом, необходимо проводить дальнейшие исследования в относительно новой и обособленной области — права человека в Интернете, которая включит в себя изучение проблем например как «права на доступ к Интернету».

Информация, размещенная на настоящем интернет сайте, не является публичной офертой, установленной в п. 2 ст. 437 ГК РФ.