• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА КОМММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО НА ПУТИ РАСШИРЕНИЯ БИЗНЕС ПРОЕКТОВ

В рамках современной рыночной экономики договор коммерческой концессии (или, как его еще называют, договор франчайзинга) является перспективным инструментом для развития бизнеса, позволяя получать гарантированный доход благодаря уже имеющейся деловой репутации того или иного бизнеса. Что же он из себя представляет и каковы его особенности? Давайте разберемся!

Договор коммерческой концессии – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).   

Таким образом, природу договора коммерческой концессии (франчайзинга) можно определить как систему взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которая заключается в передаче правообладателем своих средств индивидуализации товаров, работ и услуг пользователю на возмездной основе.

Иными словами, пользователь приобретает по договору право использовать в своей деятельности товарный знак правообладателя, техническую документацию, секреты производства, фирменный стиль. Помимо этого, он также получает консультативную помощь и содействие.

*********************************************************************

Обратите внимание: сотрудничество контрагентов в рамках франчайзинга является обоюдно выгодным: правообладатель расширяет территориально и количественно свой бизнес, а потребитель пользуется уже имеющейся репутацией и получает уже готовую схему ведения бизнеса.

*********************************************************************

Рассмотрим особенности правового регулирования отношений, складывающихся в сфере франчайзинга, которые предпринимателям (особенно начинающим) необходимо знать при заключении и исполнении договора коммерческой концессии.

  1. Законодательством предусмотрен ограниченный круг лиц, имеющих право заключать договор франчайзинга, который включает в себя только хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Договор коммерческой концессии носит возмездный характер. Вознаграждение может выплачиваться как в форме разового фиксированного платежа, так и в форме периодических платежей, отчислений выручки (или вообще в иной форме); допускается также сочетание вышеуказанных форм.

На практике выделяют такие виды вознаграждения как паушальный взнос – фиксированная сумма на начальном этапе, чаще составляет 9-11 % от стартовых затрат; а также роялти – ежемесячные платежи, составляющие 2-6% от выручки либо определенную сторонами фиксированную сумму.

  1. Гражданским кодексом РФ установлена необходимость регистрации предоставленного права на использование объектов интеллектуальной собственности (при этом, стоит отметить, регистрация самого договора не требуется). Для этого нужно обратиться в Роспатент. При несоблюдении вышеуказанных положений законодательства договор коммерческой концессии считается ничтожным.

*********************************************************************

Так, Арбитражный суд города Москвы в 2018 году рассмотрел дело, из материалов которого следовало, что стороны заключили договор коммерческой концессии, по условиям которого пользователь произвел оплату в пользу правообладателя в размере, превышающем 3 млн рублей, а затем предъявил требование о возврате уплаченной им суммы. Право на использование объектов интеллектуальной собственности не было перерегистрировано на пользователя, хотя фактически договор контрагентами исполнялся. По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу, что, несмотря на фактическое исполнение, договор в силу закона является ничтожным (а значит – уплаченные денежные средства признаются неосновательным обогащением, а с правообладателя подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами).

*********************************************************************

При анализе норм законодательства о государственной регистрации перехода по договору франчайзинга прав на использование объектов интеллектуальной собственности становится очевидным, что они направлены в первую очередь на защиту пользователя в случае уклонения правообладателя от такой регистрации. Так, например, только пользователь в случае возникновения спорной ситуации имеет право на возмещение материальных затрат (то есть при обоюдном исполнении сторонами договора, права по которому не были перерегистрированы на пользователя, правообладатель не защищен от материальных потерь, в то время как пользователь сохраняет право обратиться в суд и взыскать все уплаченные им суммы в качестве неосновательного обогащения).

  1. Утвержденной формы договора коммерческой концессии нет. В силу отсутствия утвержденной формы договора, а также полной правовой регламентации, обязанности сторон по исполнению договора в некоторых случаях закрепляются лишь частично, что впоследствии (на этапе его исполнения) приводит к множеству различных проблем.
  2. Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора в случае отступления пользователя от его условий. Данное положение стоит рассматривать как недостаток этого договора, поскольку пользователь в результате его заключения оказывается в зависимом положении: условия договора, определяющие схему ведения бизнеса, связывают его по рукам и ногам (порой договор коммерческой концессии даже обязывает пользователя закупать сырье у определенных поставщиков – это делается для того, чтобы правообладатель был уверен в качестве закупаемых пользователем товаров).

Таким образом, договор коммерческой концессии носит достаточно противоречивый характер: с одной стороны, его заключение открывает большие возможности для предпринимателей, поскольку правообладатель может расширить территорию бизнеса, а пользователь – получить уже готовые схемы, секреты производства, репутацию (нередко подобные договоры заключаются даже с международными организациями, распространяя бизнес на территорию нескольких государств), с другой же стороны – договор имеет слабую правовую регламентацию и подводные камни, в связи с чем возникает риск злоупотребления контрагентами своими правами (избежать их можно в случае максимально подробного согласования прав и обязанностей сторон по договору, которое поможет избежать возможных разногласий и судебных тяжб). Поэтому, если у предпринимателей возникают какие-либо вопросы, касающиеся (так или иначе) заключения и исполнения договора коммерческой концессии, рекомендуется обратиться к специалистам.

Договор публичной оферты с приложением