• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В рамках современной экономики конкурентная борьба между хозяйствующими субъектами является условием продвижения собственного товара, работы или услуги. В то же время законодателем ограничиваются рамки свободной конкуренции – делается это для того, чтобы защитить права добросовестных предпринимателей. Так, например, при осуществлении своей деятельности хозяйствующий субъект не должен распространять ложную информацию о своем конкуренте для того, чтобы лучше выглядеть в глазах потребителей, заниматься промышленным шпионажем в целях получения тайной информации о контрагентах и т.д. Обо всем этом написано в Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае нарушения предусмотренных законом ограничений конкуренция может быть признана недобросовестной! 

Для того, чтобы действия хозяйствующих субъектов были квалифицированы в качестве акта недобросовестной конкуренции, должны быть соблюдены следующие условия:

  • действия указанных субъектов должны быть направлены на получение необоснованных преимуществ по сравнению с их конкурентами. Так, регистрируя товарный знак, сходный до степени смешения с другим известным в широких кругах товарным знаком, лицо освобождает себя от лишних затрат, например, на рекламу;
  • действия должны противоречить законодательству и обычаем делового оборота. К примеру, лицо умышленно искажает информацию о товаре конкурента, нарушая тем самым ФЗ «О защите конкуренции»;
  • действия должны осуществляться субъектами-конкурентами, т.е. производимые ими товары, работы, услуги должны быть однородными;
  • действия должны привести к убыткам или наступлению реальной возможности их возникновения.

При наличии вышеперечисленных условий действия хозяйствующих субъектов могут быть квалифицированы как акты недобросовестной конкуренции.

Органами, уполномоченными рассматривать дела о недобросовестной конкуренции, являются Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, а также арбитражные суды.

Важный момент – заявление о признании действий хозяйствующих субъектов актом недобросовестной конкуренции может быть подано в суд, минуя антимонопольный орган.

Какие существуют формы недобросовестной конкуренции?

В настоящее время выделяется множество форм недобросовестной конкуренции (перечень таких форм носит открытый характер), которые можно условно разделить на несколько групп:

К первой группе относятся действия, связанные с незаконным получением, использованием разглашение коммерческой тайны или иной охраняемой законом тайны. Сюда относится, в частности, использование сведений, составляющих коммерческую тайну конкурента, без согласия ее правообладателя. На практике, однако, такие действия достаточно редко признаются актами недобросовестной конкуренции.

Ко второй группе относятся действия, связанные с распространением ложной, неточной, искаженной информации, которая может причинить убытки хозяйствующему субъекту и причинить ущерб его деловой репутации, а также выражающиеся в некорректном сравнении и введении в заблуждение относительно потребительских свойств товара, места производства и др. Цели распространения указанной информации могут быть разными:

  • оговорить конкурента, создать неверное впечатление о конкуренте, его продукции;
  • ввести в заблуждение потребителя относительно своей продукции, ее качеств, цены и т.д.

К данной группе относятся такие действия, как дискредитация, некорректное сравнение и др. Последний способ недобросовестной конкуренции, пожалуй, заслуживает особого внимания в силу того, что носит достаточно субъективный характер.

Нередко на этикетке товара или в рекламе можно заметить: «наш товар самый лучший, эффективный и т.д.». Такое сравнение нельзя назвать корректным, поскольку невозможно определить объективные критерии сравнения или подтвердить его соответствующими документами. В этом случае сравнение может повлечь негативные последствия для хозяйствующего субъекта. В целях их недопущения в рекламе либо на этикетках используют сноски, где маленьким шрифтом указывается, что сравнение проводится среди товаров данного производителя, либо размещается ссылка на сертификаты качества, подтверждающие преимущество в рамках критерия.

Ярким примером некорректного сравнения также служит реклама одной из сети магазинов и конкретной марки телефона, которая продается там, звучавшая так:

«Вот это флагман. Не то, что глюк фруктовой компании. Реально крутой».

Очевидным для Экспертного совета при Московском УФАС явилось некорректная ассоциация «фруктовой компании» с компанией Apple. В указанной рекламе дана негативная оценка компании и отсутствие критериев для объективного сравнения, поскольку указанная марка телефона продавалась и в иной сети магазинов. За такое сравнение компании пришлось понести наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Чтобы не наступить на грабли в подобных ситуациях, следует учесть, что:

  • не стоит в рекламе, а также на самих товарах использовать сравнения с другими марками без объективных на то критериев или в том случае, когда данное сравнение не подтверждено соответствующими документами. Например, сертификат по результатам исследований, победа в конкурсе среди других товаров;
  • если же сравнение используется, то необходимо оговорить, что оно проводится среди сходных товаров указанной марки производителя, чтобы избежать некорректного сравнения с конкурентными товарами;
  • следует воздержаться от использования сравнения с конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров;
  • необходимо воздерживаться от сравнения, основанного исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащего негативную оценку деятельности конкурента и (или) его товара.

К третьей группе форм недобросовестной конкуренции относятся действия, непосредственно связанные с интеллектуальной собственностью, среди которых широко распространены действия по незаконному приобретению и использованию товарного знака. Остановимся на них более подробно.

Что понимается под товарным знаком? Согласно гражданскому законодательству, товарным знаком является словесное, изобразительное, объемное или иное обозначение или его комбинации, которое служит для индивидуализации товаров, производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.  Товарный знак в силу того, что индивидуализирует товар, позволяет потребителю запомнить производителя. Путем размещения в рекламе либо на самой продукции товарного знака производитель оказывает воздействие на восприятие потребителем конкретного товара.

Недобросовестные предприниматели могут пользоваться популярными товарными  знаками в отношении своей продукции (посредством использования в рекламе или на самих товарах тождественное обозначение или обозначение, сходное с популярным товарным знаком до степени смешения) для того, чтобы привлечь к ней внимание как можно большего числа потребителей.

Для понимания этих двух актов недобросовестной конкуренции необходимо научиться их разграничивать. Использование тождественного обозначения представляет собой совпадение этих обозначений во всех элементах, т.е. точное копирование (в качестве примера можно назвать ввоз белорусской организацией товара на территорию РФ под обозначением, принадлежащим известной компании Volkswagen Aktiengesellschaft). А сходность до степени смешения означает ассоциацию товарных знаков между собой при наличии отличительных признаков (см. пример фото).

При рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции, связанной с использованием тождественного или сходного с другим до степени смешения товарного знака, следует учитывать два обстоятельства:

– намерение хозяйствующего субъекта воспользоваться чужой репутацией;

– узнаваемость товарного знака.

Так, одна кондитерская фабрика ввела в оборот смешанное обозначение на плиточном шоколаде «Алина». Данное обозначение было до степени смешения схоже с обозначением на плиточном шоколаде «Аленка». Определить это было несложно, поскольку оба обозначения содержали изображение девочки в платке, которое было выполнено в бледно-желтых и коричневых цветах. Стало очевидным, что указанная фабрика получает ничем не обоснованные преимущества на товарном рынке, так как не затрачивает собственные ресурсы на разработку нового, отличающегося от других, запоминающегося обозначения для своего продукта, а использует в своей деятельности разработки конкурента и его репутацию. Данные действия признаны антимонопольным органом недобросовестной конкуренцией. С указанным решением согласился и арбитражный суд.

К четвертой группе форм недобросовестной конкуренции относятся иные действия, которые, исходя из их содержания, могут быть признаны актами недобросовестной конкуренции. В частности, таковыми в свое время признавались действия, связанные с приобретением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (например, на промышленный образец).

За совершение действий, признаваемых актами недобросовестной конкуренции, российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. Административная ответственность (ст. 10. КоАП) – влечет наложение до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
  2. Уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ) – предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы до 2 лет и штрафа в размере 80 т.р.
  3. Гражданско-правовая ответственность (ст. 15 ГК РФ) – выплата компенсации или возмещение убытков полученных в результате незаконного использования средства индивидуализации.

На размер компенсации за нарушение права на товарный знак могут повлиять:

  • добровольное прекращение нарушения;
  • количество организаций под вывеской, незаконно маркированной товарным знаком;
  • наличие сведений о том, что антимонопольный орган признал незаконное использование нарушителем товарного знака.

Обратите внимание – регистрация сходного до степени смешения товарного знака, совершенная после нарушения и вынесения решения, не является основанием для освобождения лица от ответственности!

Таким образом, существование рыночной экономики невозможно представить без конкуренции. Она определяет спрос на рынке, а также служит средством удовлетворения потребностей общества. Поэтому государство способствует развитию конкуренции и лишь законодательно ограничивает ее пределами, чтобы не допустить нарушения прав хозяйствующих субъектов. Нарушение указанных пределов может повлечь за собой признание действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции. В таком случае добросовестному предпринимателю лучше всего обратиться к специалистам, которые помогут подготовить документы для обращения в антимонопольный орган или в суд.

Информация, размещенная на настоящем интернет сайте, не является публичной офертой, установленной в п. 2 ст. 437 ГК РФ.