• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ: ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

В XXI веке самым ценным ресурсом, несомненно, является информация, поскольку на основе достоверных сведений о контрагентах, планах конкурентов по продвижению конкретного товара (услуги), грядущих изменениях на рынке во многом зависит характер решений, принимаемых руководителями компаний и влияющих на их бизнес.

Как же организации и индивидуальные предприниматели получают такую информацию? Ответ прост – для сбора, анализа сведений о партнерах, конкурентах, планах их дальнейшей деятельности, и формирования на их основе соответствующих выводов, субъекты МСП используют конкурентную разведку или промышленный шпионаж. Оба термина похожи друг на друга – правда, лишь на первый взгляд; на деле же они означают разные вещи. Что же следует понимать под конкурентной разведкой и чем она все-таки отличается от промышленного шпионажа? Давайте разберемся!

Под конкурентной разведкой (competitive intelligence) понимается проводимая в рамках закона и с соблюдением этических норм деятельность по сбору и обработке данных из различных источников для выработки на их основе управленческих решений, способствующих повышению конкурентоспособности организации.

Целями конкурентной разведки являются:

– проверка надежности деловых партнеров;

– определение слабых сторон конкурентов;

– изучение конкурентной среды (выявление новых или потенциальных партнеров / конкурентов);

– анализ технологий, продуктов, выпускаемых конкурентами на рынок;

– прогнозирование возможных изменений ситуации на рынке в связи с теми или иными действиями конкурентов;

– перенимание положительного опыта других компаний;

– выявление (совместно со службой безопасности) потенциальных источников утечки конфиденциальной информации внутри организации и т.д.

Какие же организации в наши дни прибегают к конкурентной разведке? Думаю, ответ очевиден: в настоящее время большинство субъектов МСП так или иначе занимается поиском и анализом информации о контрагентах и их деятельности, на основе которой топ-менеджерами компаний принимаются решения, влияющие на дальнейшее развитие их бизнеса.

Серьезной проблемой при этом становится поиск профессиональных работников, способных проводить конкурентную разведку на высоком уровне: профильных специалистов российские вузы, к сожалению, не поставляют, а сотрудники консалтинговых компаний, как правило, не обладают достаточными навыками для того, чтобы эффективно заниматься подобной деятельностью. Немногими специалистами по конкурентной разведке можно назвать выходцев из спецслужб, поскольку они неплохо владеют основными приемами и методами добычи и грамотной обработки информации, а также знакомы с юридическими аспектами, касающимися этой деятельности.

Стоит заметить, что организации стараются не афишировать наличие в своей структуре специалистов по конкурентной разведке, создавая для них определенные легенды (часто такие сотрудники работают под прикрытием в службе маркетинга или информационно-аналитической службе, подчиняясь напрямую главе компании или одному из топ-менеджеров).

*********************************************************************

Обратите внимание – отсутствие в штате компании сотрудников, специализирующихся на проведении конкурентной разведки, не означает, что руководитель юридического лица лишен возможности проверить контрагента на предмет надежности. Во-первых, он может воспользоваться поисковиком и с его помощью найти отзывы клиентов данного партнера, заявления его работников (как бывших, так и действующих) о деятельности этой организации и т.д.; во-вторых, он может зайти на сайт службы судебных приставов (https://fssp.gov.ru/iss/ip) и проверить, имеются ли у конкурентов задолженности по возбужденным в отношении них исполнительным производствам; в-третьих, он может воспользоваться сервисом TestFirm (https://www.testfirm.ru), который позволяет, введя ИНН конкурента, получить сведения о его активах и доходах/расходах.

*********************************************************************

Если же говорить о методах конкурентной разведки, их можно условно разделить на 2 вида:

а) «кабинетные» исследования – анализ публикаций в прессе, статей сотрудников конкурента, информации, распространяемой в СМИ бывшими работниками конкурента, изучение сайта конкурирующей организации, ее финансовой политики и т.д.;

б) работа «в поле» – знакомство с сотрудниками конкурента и получение от них информации о его деятельности (в рамках закона), посещение различного рода выставок, презентаций, конференций и т.д.

Таким образом, конкурентная разведка позволяет собирать сведения о контрагентах и конкурентах, действуя при этом в рамках закона. Напротив, промышленный шпионаж предполагает, что деятельность по получению подобной информации носит незаконный характер – вот почему он рассматривается как одна из форм недобросовестной конкуренции, а конкретные действия, совершаемая в его рамках, нередко подпадают под признаки уголовно наказуемых деяний.

Так, например, статьей 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (вне зависимости от выбранного лицом способа совершения этого преступления); статьей 273 УК РФ – ответственность за использование вредоносных компьютерных программ, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты; статьями 291 и 204 УК РФ – ответственность за дачу взятки работнику конкурирующей организации в целях получения от него какой-либо документации или, скажем, прототипа определенного товара и т.д.

Иными словами, промышленный шпионаж сводится к получению информации о партнере или конкуренте посредством незаконных способов, и в случае их выявления «шпиона» могут привлечь за совершение преступления. Возникает вопрос – почему же компании, несмотря на возможности конкурентной разведки, порой прибегают к промышленному шпионажу? В чем смысл таких действий?  

Ответ на данный вопрос кроется в характере информации, получаемой при помощи законных и незаконных методов. Конкурентная разведка позволяет добыть примерно 90-95 процентов данных о другом субъекте МСП, чего, на первый взгляд, достаточно для эффективного ведения бизнеса. Тем не менее, зачастую наиболее значимыми сведениями, обладание которыми дает компании конкурентное преимущество перед другими организациями, являются оставшиеся 5-10 процентов данных, которые можно собрать лишь при помощи промышленного шпионажа.

Таким образом, конкурентная разведка и промышленный шпионаж являются двумя сторонами одной медали, поскольку они направлены на получение информации о контрагенте и/или конкуренте, обладание которой позволяет субъекту МСП вести бизнес наиболее эффективным образом: разница между ними заключается лишь в законности методов, применяемых для сбора необходимых сведений. Поэтому, если у руководителя организации возникает вопрос о соответствии закону конкретного способа сбора данных о партнере, лучше всего обратиться к специалисту.

Договор публичной оферты с приложением