• Телеграмм
  • Одноклассники
  • В Контакте
  • facebook
  • instagram
  • twitter
  • whatsapp
  • #
  • #
Записаться на прием
  • #
    95% Успешных дел
  • #
    Разумные цены
  • #
    Комплексный подход
  • #
    20 лет опыта

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ О КС РФ В СВЯЗИ С ПОПРАВКАМИ В КОНСТИТУЦИЮ РФ

В ноябре 2020 года в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, направленные на приведение положений закона в соответствие с обновленными нормами Конституции РФ, которые вступили в силу с 09.11.2020 г. (за исключением ряда положений). О каких же изменениях идет речь? Рассмотрим ключевые нововведения.

  1. Уменьшена численность судей КС РФ с 19 до 11 человек; при этом установлено, что осуществлять свою деятельность суд правомочен при наличии в его составе не менее 8 судей, а для достижения кворума требуется как минимум 6 судей (правда, эти положения вступят в силу только со дня, когда число судей Конституционного Суда РФ составит 11 человек – сейчас же их 12; так что пока КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от общего числа действующих судей).
  2. Уточнен перечень лиц, которые могут обратиться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан: это граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также – в интересах таких граждан и юридических лиц – уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы.
  3. Расширен перечень нормативных правовых актов, которые могут быть объектом проверки по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов: теперь он включает в себя не только законы, примененные или подлежащие применению в конкретном деле, но и иные акты, конституционность которых вправе проверять КС РФ (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.).
  4. Расширена компетенция КС РФ: у суда появились новые полномочия по проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также не подписанных Президентом РФ законов, проверке конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешению вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных (иностранных) судов, арбитражей.
  5. Введен принцип исчерпания: жалоба в КС РФ отныне признается допустимой, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого она подана, при разрешении конкретного дела. Уточнено, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты:

– до 10.05.2021 г. – это подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, любой кассационной жалобы, в которой судебный акт был предметом кассационного обжалования в связи с применением нормативного акта, на нарушение прав которым указывают такие заявитель или лицо, если она не привела к устранению признаков нарушения их прав, а в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, – факт их вступления в силу;

– с 10.05.2021 г. – это подача в КС РФ жалобы при условии, что официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.

  1. Исключена норма об опубликовании особого мнения судьи – теперь особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда РФ и хранится вместе с ним. Судья КС РФ не вправе обнародовать его в какой-либо форме или публично на него ссылаться.
  2. Закреплено общее правило о том, что решения КС РФ, вынесенные по итогам рассмотрения конкретных дел (за исключением постановлений, вынесенных без проведения слушания), должны провозглашаться не в полном объеме (иное возможно только в случае, если суд сочтет это необходимым).

Документ: Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ

Договор публичной оферты с приложением