Мировые судьи будут составлять мотивированные решения только по просьбе участвующих в деле лиц

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призван оптимизировать нагрузку на мировых судей.

Закреплено, что они осуществляют свою деятельность в пределах судебного района на судебных участках. Если нагрузка мирового судьи превышает среднюю по судебному району, председатель районного суда может перераспределить ее между мировыми судьями этого района.

В ГПК РФ вносятся поправки, касающиеся мотивированного решения мирового судьи. Оно составляется, если от лиц, участвующих в деле (их представителей), поступили ходатайства об этом. Сроки заявления последних зависят от присутствия на судебном заседании. Если лица, участвующие в деле (их представители), явились в суд, ходатайство можно подать в течение 3-х дней с момента объявления резолютивной части решения суда. Если отсутствовали — в течение 15 дней.

Таким образом, составление мотивированных решений для мировых судей необязательно. Однако, если заявлены указанные выше ходатайства, это должно быть сделано в течение 5 дней с момента их поступления.
Увеличена общая сумма недоимки по налоговым и таможенным платежам, которая взыскивается с физлиц в судебном порядке. Налоговые и таможенные органы вправе обратиться в суд, если долг составляет не менее 3 тыс. руб. (ранее — 1,5 тыс. руб.).

Прописан порядок привлечения судей в отставке (мировых и федеральных) к исполнению обязанностей мирового судьи. Находящиеся в отставке мировые судьи могут быть привлечены в том субъекте Федерации, на территории которого они осуществляли правосудие, федеральные — независимо от этого.

При этом они не должны иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Также необходимо положительное заключение квалификационной коллегии судей. Судья в отставке привлекается к исполнению обязанностей мирового судьи на основании решения законодательного (представительного) органа госвласти региона по представлению председателя суда субъекта Федерации.

Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.