Госдуме предлагают возложить дополнительные обязанности на главу ВС

В Госдуму 18.04.2013 г. внесен проект поправок в Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы РФ, которым рассмотрение ходатайств российского омбудсмена о проверке вступивших в силу судебных актов предлагается возложить на председателя Верховного Суда РФ или его заместителя.

Как отмечает автор законопроекта, сенатор Анатолий Лысков, статьей 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» омбудсмен наделен, в частности, правом обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

В практике деятельности омбудсмена при рассмотрении обращений осужденных и их адвокатов, иных граждан о допущенных судами нарушениях законодательства нередко возникает необходимость обращаться с ходатайством о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в Президиум ВС РФ. Согласно части первой статьи 412.5 УПК и части первой статьи 391.5 ГПК, такие надзорные жалобы, а следовательно и ходатайство омбудсмена, рассматриваются судьей ВС, который по результатам изучения вправе вынести постановление (определение) об их передаче или отказе в передаче для рассмотрения в Президиум.

С учетом важности поднимаемых омбудсменом вопросов и в целях более оперативного и полного рассмотрения таких ходатайств законопроектом предлагается, чтобы ходатайства уполномоченного по правам человека в РФ рассматривались непосредственно председателем Верховного Суда РФ или его заместителем. При этом, отмечает автор законопроекта, они точно так же вправе вынести постановление (определение) о передаче ходатайства с уголовным делом (с делом) для рассмотрения в судебном заседании в Президиуме ВС либо об отказе в его передаче в эту судебную инстанцию.